Люди new, 1, 2, 3, 4 , 5 , 6, 7, 8

Животные 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10

Цветы 1, 2, 3

 

Схемы для вышивки крестом выложены в ознакомительных целях, чтобы Вы смогли оценить сложность работы. Если Вы захотите вышить понравившуюся картину, Вам придется ее купить в магазине.

Все схемы заархивированы архиватором WinRAR и находятся в электронных форматах с расширением .pat и .xsd (для просмотра используются программы PCStitch и Pattern Maker соответственно). Подробнее о программах можно почитать здесь.

Вышивка древней Руси

(картинки кликабельны)

Воздух «Се агнец». XV в. Фрагмент.
Искусство шитья – один из древнейших видов художественного творчества. Истоки его восходят к далекой эпохе, когда вышитые изображения связывались прежде всего с заклинательной магией и имели значение своего рода «оберега», охранителя от злых сил. С течением времени их магическое значение уступало эстетическому: привычные старые формы (различные языческие символы) воспринимались как красивое узорочье.
Однако само понятие красивого, украшенного становилось в народном представлении равнозначным доброму, благожелательному, оберегающему. Отсюда понятна та любовь русского человека к красоте, которая пронизывала весь его быт, а в нем едва ли не первое место принадлежало вышивке.
Пелена «Избранные святые и праздники». 1499 г. Фрагмент. Своего расцвета искусство шитья достигло в средневековой Руси. Особенно много сохранилось произведений XV – XVII веков.В этот период, когда господствовало религиозное мировоззрение, ведущее значение получило шитье лицевое. Под лицевым шитьем принято понимать шитые изображения христианских святых, библейских и евангельских сюжетов.
Развитие лицевого шитья находилось под сильным воздействием иконописи. Лицевому шитью наряду с иконами отводилось важное место во всем общественном укладе. Произведения лицевого шитья использовались в оформлении христианского культа и декоративном убранстве храмов (покровцы на церковные сосуды, одежды священнослужителей, подвесные пелены под иконы, покровы для алтарных престолов и гробниц святых, завесы для царских врат и др.) в оформлении торжественных церемоний (хоругви, плащаницы), сопровождали людей в дальних поездках, в военных походах (шитые иконостасы).
Плащаница «Положение во гроб». 1561 г. Фрагмент.
Вместе с тем продолжало культивироваться шитье декоративно – орнаментальное, развивавшееся на основе дохристианских традиций. Оно украшало одежду, головные уборы, различные предметы бытовой обстановки всех слоев русского общества. О его широком распространении свидетельствуют письменные источники.
Особенно ценные сведения содержатся в духовных грамотах великих и удельных князей, где перечисляется их имущество, включавшее и разнообразные предметы, украшенные драгоценной вышивкой.
Фелонь. 1544 г.
Фелонь. 1544 г. Фрагмент
Произведения лицевого и орнаментального шитья высоко ценились и бережно хранились. Об этом говорят разнообразные вклады шитых вещей в крупные монастыри. Эти вклады, дававшиеся в монастыри по самым различным событиям в жизни вкладчиков (чаще всего на помин души умершего родственника, за право быть пострижеником монастыря или погребенным на его территории;

великие князья делали вклады по случаю восшествия на престол, рождения наследника), приравнивались к крупным денежным или земельным вкладам, составляли казну монастыря или береглись в ризницах.

Создание шитого произведения — процесс трудоемкий и длительный. Он начинался с выбора ткани, служившей основой, фоном произведения. Выбор определялся назначением вещи. Оплечья и зарукавья церковных облачений, вошвы парадных светских одежд, фон и каймы пелен, покровов расшивались обычно по однотонным материям: тафте, камке, атласу и бархату. Когда ткань была выбрана, к работе приступали художники-знаменщи­ки. Они, как говорили в древности, «знаменили» ткань, то есть наносили на нее рисунок. Лицевые изображения выполнял иконописец, орнаменты („травы") — „травщик", надписи — словописец. Искусным вышивальщицам предстояло „вдохнуть" жизнь в создаваемое произведение. Материалы, применяемые в шитье, были весьма разнообразны. Здесь и «шолки розные», и всевозможные сорта золотных нитей: пряденые, сканые, волоченые, канитель, трунцал, бить, — и жемчуг, и драгоценное разноцветное «каменье», и разнообразной формы золотые и серебряные дробницы, украшенные басмой, гравировкой, чернью, чеканкой, эмалями.

Столь же многообразны технические способы шитья. Вышивая разноцветными шелками, мастерицы стремились передать или гладкую красочную поверхность иконы, или атласную поверхность ткани. Поэтому основной шов такого шитья получил название атласного.

Атласный шов имел две разновидности: „в раскол" (игла прокалывалась в середину предыдущего стежка) и „гладь" (стежки плотно прилегали друг к другу). Обычно эти способы применялись в шитье ликов (а в XV веке ими выполнялась и вся композиция). В XV — начале XVI века лики, шьются светлыми шелками одного тона; с середины XVI века вводятся притенения по абрису и вокруг глаз шелками более темного тона, чем основной, а стежки нитей располагаются чаще всего „по форме". При выполнении травных орнаментов разноцветными шелками использовались, главным образом, швы «в раскол» и «елочка».

Стихарь. 1635 – 1646 гг.
Стихарь. 1635 – 1646 гг. Фрагмент
С XVI века разноцветные шелка начинают вытесняться золотыми и серебряными нитями. При сплошном шитье золотом и серебром широко варьировались приемы шитья «в прикреп». При таком способе шитья золотные и серебряные нити не прокалывают ткань насквозь, а накладываются на ее поверхность плотными рядами и прикрепляются к фону шелковыми нитями («прикрепой»).

Стежки шелковой прикрепы следуют в разных направлениях и создают тем самым разнообразные узоры.

Контур чаще всего шился невысоким рельефом „по веревочке", то есть по контуру рисунка сначала прикреплялся шнурок, который затем застилался поперек золотой или серебряной золоченой нитью (уже с XIV золото встречается редко. Его заменяет золоченное серебро. Такие нити правильнее называть «золотными»). Нередко, особенно в памятниках Х VII века, встречается шитье «по карте», имевшее своей целью создать впечатление выпуклого узора: для этого в определенных местах подкладывался картон или береста, которые зашивались золотными нитями.

Фелонь. Последняя четверть XVII в.
Фелонь. Последняя четверть XVII в. Фрагмент
Наряду с золотом и серебром одним из излюбленнейших материалов в шитье являлся жемчуг. Техника жемчужного шитья имеет свои особенности. Предварительно просверленные жемчужные зерна нанизываются на нить, шелковую или льняную, которая затем прикрепляется к ткани.
На всех наших памятниках жемчуг нашивается не прямо на ткань, а на так называемый настил, положенный по контуру рисунка. Этот настил делался из тонкого белого шнура, нашитого часто в два ряда, или выполнялся «белью»", то есть белыми мягкими пеньковыми или льняными нитями. К настилу жемчужная нить прикреплялась поперечными стежками, создающими как бы гнезда для жемчужных зерен. Такой способ придавал особую прочность и долговечность жемчужному шитью. По изнашивании первоначальной ткани оно могло быть вырезано по краю и переложено на новую. Кроме того, еще одна особенность отличает жемчужное шитье: как правило, жемчужный контур обшивается с обеих сторон или золотным шнуром из нитей пряденого золоченого серебра или золотой канителью. В древних источниках употребляют термины «сажено» и «низано» жемчугом. В документах Троице-Сергиева монастыря термин «сажено» характерен для описаний, относящихся к XVI веку. В XVII веке он повсюду заменен словом «низано». Подавляющее большинство орнаментальных жемчужных композиций носит контурный графический характер, или, выражаясь языком древних источников, — «низано жемчугом в одну прядь».
Поручи. Вторая половина XVII в.
Поручи. Вторая половина XVII в.
Разноцветные шелка, золото и серебро, жемчуг — главные материалы, которыми создавались шитые композиции. В общем художественном решении немалая роль отводилась и драгоценным камням.
Лазоревые сапфиры, «червчатые» рубины и лалы, зеленые изумруды, голубая бирюза расцвечивают шитые произведения.
Ширинка . XVII в . Фрагмент.
Епитрахиль . 1653. Фрагмент.
На каждом этапе развития шитья сложились свои особенности, свои излюбленные технические приемы, изменявшиеся в зависимости от того, что было главным в искусстве данного периода.
Конец XIV — начало XVI века ознаменованы на Руси расцветом изобразительного искусства, вызванным всем ходом исторического развития русских земель. Ведущая роль живописи (иконописи) повлияла на усиление изобразительного начала и в произведениях шитья. В лучших памятниках этого времени заметен глубокий интерес к внутреннему миру человека. Для большинства образов (особенно первой половины — середины XV века) характерны нравственная цельность, обаятельное спокойствие, гармония чувств. Как правило, технические приемы отличаются однородностью и простотой швов. Памятники светского орнаментального шитья этого времени неизвестны, но орнаментальные композиции на произведениях культового характера (главным образом пеленах) исключительно скромны. Они выполняют служебную функцию — подчеркивают и выделяют лицевые изображения. и техник, теснейшим образом связана с ювелирным искусством; применяются преимущественно драгоценные материалы: жемчуг, золотые дробницы, самоцветные каменья.
Епитрахиль. 1641-1674 гг. Фрагмент.
XVII столетие завершает развитие средневекового русского художественного шитья. Лицевое шитье во многом подражает драгоценным окладам икон. Его образы, за редким исключением, утратили прежнюю внутреннюю значительность. Дает о себе знать кризис религиозного мировоззрения: многие культовые произведения приобретают подчеркнуто светский характер.

На каймах покровцов, пелен все реже встречаются лицевые изображения, их заменили роскошные орнаменты, в узорах которых преобладают разнообразные „травы" (растительные мотивы) или мотивы растительно-геометрические, получившие сложную и затейливую разработку. Небывалый размах приобрело орнаментальное шитье жемчугом. В шитой орнаментике наряду с традиционными мотивами шире варьируются узоры привозных драгоценных тканей — восточных и западноевропейских.

Материал взят:

Т.Н. Манушкина. Художественное шитье древней Руси в собрании Загорского музея. Альбом. М. «Советская Россия». 1983.

(Прислала Лёля)

 

 

 

Используются технологии uCoz